ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

Власть. Ивановская область. Выборы

Текст: Ирина Сурина

По мартовскому сценарию

В интересном положении оказалась Ивоблдума в связи с непринятием Госдумой с первой попытки закона, устанавливающего единый день голосования. Исходя из сегодняшнего статус-кво, срок полномочий нынешнего думского созыва истекает в марте будущего года. Если бы федеральный закон в июле был принят, депутаты могли бы работать еще полгода – до сентября-2013.
Март или сентябрь, как нам представляется, - вопрос для потенциальных кандидатов и политических партий принципиальный. Если всего полгода впереди, то уже сейчас впору начинать усиленную подготовку к избирательной кампании. Ну а если год, то вроде бы, и рановато.
Несмотря на то, что многие ответственные люди в регионе, с кем мы обсуждали проблему марта-сентября, выражали уверенность в том, что федеральный закон будет принят, на момент сдачи номера этого не случилось. А потому вопросы новому председателю облизбиркома Анжелике Соловьевой относительно выборов в Ивоблдуму мы задавали с учетом сложившейся ситуации.

 - Анжелика Алексеевна, давайте напомним, по какому принципу будет формироваться шестая по счету областная дума.
- В Уставе Ивановской области прописано, что в думу избираются 26 депутатов. 13 человек - по единому областному избирательному округу, столько же депутатов - по одномандатным округам.
Если немного углубиться в историю, то три года назад установленное количество депутатов составляло 24. Однако в прошлом году, в связи с принятием федерального закона, регламентирующего принципы организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ, регионы, имеющие от 500 тысяч до 1 миллиона избирателей, вправе устанавливать количественный состав своих парламентов в пределах 25-70 депутатов. То есть, «вилка» дана достаточно широкая. Но с учетом количества избирателей в нашей области – более 800 тысяч и смешанной избирательной системы наш законодатель остановился на числе 26.  
- Это количество депутатов – наименьшее за всю историю существования регионального представительного органа?
- Нет, самым малочисленным было Законодательное собрание первого созыва - всего 23 депутата. В ЗС второго, третьего и четвертого созывов входило уже 35 депутатов. А при формировании Ивоблдумы пятого созыва количество депутатов было увеличено до 48.
Надо сказать, что вопросы численности депутатского корпуса всегда вызывали живейший интерес и были предметом ожесточенных споров. Так, на заре 2000-х годов среди народных избранников были сторонники как сокращения думы до 12 человек, так и те, кто предлагал увеличить количество депутатов до 100. 
- В связи с непринятием федерального закона о едином дне голосования во второе воскресенье сентября – какие перспективы у наших выборов депутатов областной думы? Партиям, кандидатам к чему готовиться?
- В соответствии с действующим законом Ивановской области «О выборах Ивановской областной Думы» ближайшим днем голосования установлено второе воскресенье марта 2013 года. Этот закон никто не отменял, поэтому говорить о какой-то неопределенности, о каких-то правовых пробелах здесь не имеет смысла.
Федеральный закон об установлении единого дня голосования во второе воскресенье сентября был принят Государственной Думой 3 июля, но 18 июля Совет Федерации его отклонил, с предложением создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Данные разногласия не являются принципиальными, и насколько мы знаем, рабочая группа создана. Поэтому мы ожидаем принятия закона в ближайшее время. А пока движемся по мартовскому сценарию.
- Давайте рассмотрим оба сценарии развития событий. Когда должно начаться выдвижение кандидатов, агитация и прочие предвыборные действия?
- Решение о назначении выборов принимается Ивоблдумой не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В случае проведения выборов в марте 2013 года это период с 29 ноября по 9 декабря 2012 года. Начало выдвижения кандидатов, областных списков кандидатов проходит не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов. В нашем случае - до 13 января 2013 года. Документы для регистрации кандидатов, областных списков кандидатов подаются не ранее чем за 75 и не позднее чем за 45 дней до дня голосования – то есть, до 24 января 2013 года. Ну и агитационный период, как вы знаете, начинается со дня выдвижения кандидата или областного списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В случае назначения выборов на сентябрь 2013 года соответствующее решение должно быть принято в период с 30 мая по 9 июня 2013 года и опубликовано не позднее 13 июня. Далее, до 13 июля будет длиться этап выдвижения кандидатов, областных списков кандидатов. Документы для регистрации кандидатов и  областных списков кандидатов подаются до 25 июля.
- Депутаты не могут по своей инициативе продлить себе полномочия еще на полгода, раз уж сложилась такая ситуация?
- Это исключено, в данный момент такого права у них нет. Но если ФЗ, о котором мы говорили, будет принят, то право появляется. 
- Одним из самых важных вопросов, который должен решить облизбирком, является нарезка новых одномандатных избирательных округов. То, что прежние схемы не подойдут и будут основательно перекроены, общеизвестно – достаточно лишь вспомнить, что количество одномандатных округов сокращено в неполных два раза. Как продвигается работа? В чем сложность? И когда новая схема должна быть обнародована?
- Сразу отмечу, что одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Она в Ивановской области составляет немногим более 862 тысяч человек.
При нарезке округов должно соблюдаться примерное равенство по числу избирателей. Допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей (66 314 человек) - не более чем на 10 процентов, в нашем случае – от 59 683 до 72 945 человек. Избирательный округ должен составлять единую территорию. При образовании одномандатных избирательных округов учитывается административно-территориальное устройство Ивановской области.
Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы (до 19 сентября), определяет схему одномандатных избирательных округов. То есть сейчас (в конце августа – И.С.) эта работа в самом разгаре. Далее областная дума не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, утверждает ее. При этом законодательный орган вправе вносить в схему свои поправки.
- Сейчас можно хотя бы примерно обозначить новые одномандатные округа? Скажем, Заволжский район объединится с Кинешемским? Для кандидатов, думаю, этот вопрос животрепещущий.
- Пока не могу сказать, чтобы не подменить собой Избирательную комиссию Ивановской области. Но замечу, что у депутатов будет достаточно времени, чтобы обсудить представленную схему – порядка двух месяцев. В конце ноября схема одномандатных округов должна быть утверждена. 
- С какими трудностями вы сталкиваетесь при нарезке округов?
- Трудностей, как правило, не возникает. Не в последнюю очередь потому, что  цифра в 26 депутатов была взята неслучайно. Все нюансы, которые могли возникнуть, просчитывались еще на предварительном этапе.
- При прежней системе в 24 одномандатных округа нередко получалось, что муниципальный район – и есть округ. А теперь, когда районы явно будут объединены, кандидаты столкнутся с проблемой собственной узнаваемости. Может получиться так, что очень популярный в своем районе кандидат будет совсем неизвестен в соседнем. 
- А пусть поработают, проведут яркую, запоминающуюся избирательную кампанию, правильно расставят акценты, вычислят все имеющиеся на территории проблемы. Расскажут о сделанном – если они уже являются действующими депутатами.
- На июньском заседании думы был принят областной закон «О внесении изменений в законы Ивановской области о выборах и в Закон Ивановской области «Об Избирательной комиссии Ивановской области». Какую роль он призван сыграть на предстоящих выборах? К чему готовиться потенциальным кандидатам?
- Действительно, свой областной закон мы привели в соответствие с федеральным, учитывая общий тренд – создание многопартийной системы и допуск максимального количества партий к участию в политической жизни субъектов.
Новый закон, как нам представляется, уравнял в правах партии, которые сейчас образуются, с партиями действующими. Так, понижен проходной барьер в думу с 7 до 5 процентов. Раньше была норма, согласно которой партии, показавшие на выборах по единому округу результат от 5 до 7 процентов, гарантированно получали одно место в парламенте. Эта норма сейчас ушла. Все партии на выборах в областную думу поставлены в равные условия.
Повышен объем избирательных фондов партий до 50 миллионов рублей. Далее, все партии освобождены от сбора подписей, непарламентские в том числе.
Для самовыдвиженцев снижено число подписей, которые необходимо собрать. Теперь оно составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти.  
Избирательная комиссия Ивановской области по новому закону наделена полномочиями безвозмездно информировать избирателей на региональных государственных каналах в объеме не менее 15 минут эфирного времени еженедельно. В  региональных государственных печатных СМИ с целью информирования избирателей облизбиркому отводится не менее пяти процентов еженедельного объема печатной площади.
Избирательные объединения, определяя порядок размещения кандидатов в партийном списке, разбивают его на областную часть и региональные группы. Региональная часть областного списка кандидатов той или иной партии должна охватывать все одномандатные избирательные округа. При этом количество региональных групп не может быть менее 7 и не должно превышать 13. Каждая из региональных групп должна включать не менее одного кандидата, а общеобластная часть – не более трех. Общее число кандидатов, включенных в областной список кандидатов, не может быть менее 7 и не должно превышать 29 человек.
На этих выборах одни и те же партийные кандидаты могут идти по одномандатному и одновременно по единому округам. Мы считаем, что эта норма увеличивает шанс быть избранным. Кандидатам предоставляется большее поле для работы с избирателями, что особенно ценно для партий, не имеющих достаточного кадрового резерва.
То есть, все существующие партии на сегодняшний день сравнялись по статусу с парламентскими, и никаких льгот у последних в вопросе участия в выборах теперь нет.
- Какими правами относительно выборов в Ивановскую областную думу обладают создающиеся сейчас в массовом порядке новые партии? Кто из них сможет выдвигать своих кандидатов?
- Здесь схема очень простая. Управление Минюста по Ивановской области публикует список региональных отделений политпартий, которые на день назначения выборов могут участвовать в выборах в областную думу.
- Возвращаясь к началу нашего разговора, есть ли еще регионы, в которых сложилась такая же двойственная ситуация с выборами? 
- Такой информации у меня нет. Но еще раз подчеркну, что никакой проблемы для Ивановской области не существует. Мы спокойно работаем в заданных правовых рамках и готовимся к выборам в марте. Самая ближайшая наша задача, как я уже сказала, – направление в областную думу схемы одномандатных округов, которая будет востребована в случае любого выборного сценария, и ее утверждение депутатами. Вплоть до назначения даты выборов 29 ноября - 9 декабря предвыборный процесс можно повернуть вспять. После этой даты вернуться к начальной точке отсчета будет намного сложнее. Но я уверена, что за оставшиеся два с половиной месяца федеральный законодатель точно определится с доработкой закона, устанавливающего единый день голосования в сентябре.


Возврат к списку