ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

 

ББК 67.400

А. А. Павлов

ГОЛОСОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ

И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Со вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) населению была предоставлена такая новая форма непосредственного осуществления местно­го самоуправления и участия населения в осуществлении местного само­управления, как голосование населения по вопросу преобразования муници­пального образования и изменения границ муниципального образования. Три статьи Федерального закона № 131-ФЗ (12, 13, 24) устанавливают нормы о пального образования и изменения границ муниципального образования. Три статьи Федерального закона № 131-ФЗ (12, 13, 24) устанавливают нормы о голосовании населения, при этом нормы, указанные в ст. 12—13, являются отсылочными, а нормы, установленные в ст. 24, — бланкетными. Федераль­ный законодатель устранился от подробной регламентации проведения голо­сования населения, полагая, видимо, что указанные нормы ясны и опреде­ленны. Однако законодательство субъектов Российской Федерации и практи­ка муниципальных образований по проведению голосования населения в связи с вопросом изменения границ и преобразования муниципальных обра­зований выявили множество актуальных проблем регулирования и примене­ния данного института, пробелы и коллизии. К сожалению, научная литера­тура, отмечая новую форму участия населения в осуществлении местного самоуправления, не акцентирует особое внимание на пробелах и коллизиях ее реализации [2, 3, 4].

Как известно, Конституцией Российской Федерации установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само­управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих тер­риторий (ч. 2 ст. 131). В Федеральном законе № 131-ФЗ в редакции 1995 г. воспроизводилась лишь конституционная формулировка. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны были установить в законах субъектов Российской Феде­рации гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении по делу о проверке конституционности положений Конституции Удмуртской Респуб­лики [10] установил, что «наиболее адекватной формой учета мнения населе­ния, по смыслу статьи 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации, является референдум». В новом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделана попытка установить более подробные нормы, содержащие правовые гарантии учета мнения населения при изменении границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, в том числе произошел некото­рый отход от позиции Конституционного Суда Российской Федерации. К формам учета мнения населения федеральный законодатель отнес следующие:

1) голосование населения;

2)сход;

3)   согласие населения поселений и городских округов, выраженное представительными органами муниципальных образований;

4)   выражение представительным органом соответствующих муници­пальных образований мнения населения.

Голосование населения является наиболее адекватным способом отра­жения мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.

Ст. 12—13 и 24 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросу установле­ния порядка проведения голосования населения отсылают к федеральному закону и законам субъектов Российской Федерации, регламентирующих по­рядок инициирования и проведения местных референдумов.

Федеральным законом, устанавливающим порядок проведения местных референдумов, является Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9] (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ). Федеральный законодатель, регламентируя отношения в сфере проведения местного референдума, установил определенные ограничения. К ним отно­сятся, в частности, ограничения по вопросу, выносимому на местный рефе­рендум, ограничения по агитации.

Внешнее сходство института голосования по вопросу изменения гра­ниц и преобразования муниципальных образований тем не менее не позво­ляют говорить о полном сходстве этого института с институтом местного референдума. Более того, в Федеральном законе № 131-ФЗ содержатся такие требования, которые при детальном анализе приводят к выводу о необходи­мости регулировать вопросы порядка выдвижения инициативы и проведения голосования по проблемам изменения границ и преобразования муниципаль­ных образований специальными законами субъектов Российской Федерации. Однако на практике подобное законодательное регулирование сталкивается со значительным числом системных противоречий.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Во­прос изменения границ и преобразования муниципального образования явля­ется предметом ведения субъекта Российской Федерации. Следовательно, вопросом местного значения является выявление мнения населения.

Как отмечает А. Н. Дементьев, «в избранной законодателем системе разграничения вопросов, которые могут быть разрешены при непосредствен­ном волеизъявлении граждан, применение института местного референдума для выявления мнения населения по вопросу изменения границ и преобразо­вания муниципального образования невозможно... Поэтому введение феде­ральным законодателем нового института непосредственной демократии— института голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования — обоснованно» [1, с. 32].

В связи с тем, что Конституция Российской Федерации устанавливает требование лишь о необходимости учета мнения населения при изменении территориальных границ муниципальных образований, учитывая запрет про­ведения местных референдумов по вопросам аналогичного содержания, в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ сделаны соответствующие отсылки к порядку проведения местного референдума с закреплением усло­вия получения согласия населения по поводу изменения границ и преобразо­вания муниципальных образований.

Федеральным законом субъектам Российской Федерации предписано урегулировать порядок голосования по вопросу изменения границ и преобра­зования муниципальных образований в том же порядке, что установлен для проведения местного референдума, за исключениями, установленными феде­ральным законом.

Ст. 12, 13, 24, 39 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливают, что голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципаль­ного образования проводится по инициативе населения в порядке, установ­ленном федеральным законом, и принимаемым в соответствии с ним зако­ном субъекта Российской Федерации для проведения местного референду­ма, что включает в себя необходимость законодательного регулирования законом субъекта Российской Федерации порядка подготовки (территори­альная основа голосования населения, порядок выдвижения инициативы, регистрации инициативной группы, сбора и проверки подписей, открытия


фонда голосования по вопросам изменения границ муниципального образо­вания, преобразования муниципального образования) и порядка проведения голосования (порядка организации информирования населения о ходе голо­сования по вопросам изменения границ муниципального образования, пре­образования муниципального образования, включая агитацию, создания иной группы голосования, организации голосования в форме проставления знака в бюллетенях, подсчета голосов, подведения итогов голосования и установления результатов голосования по вопросам изменения границ му­ниципального образования, преобразования муниципального образования). Организует подготовку и проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального об­разования (так же как и муниципальных выборов, местного референдума) избирательная комиссия муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ЦИК России, гарантируя единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по вопросам измене­ния границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избира­тельных комиссий, комиссий референдума, других участников избиратель­ного процесса, референдума, голосования по отзыву, голосования по вопро­сам изменения границ муниципального образования, преобразования муни­ципального образования.

В Федеральном законе № 67-ФЗ установлены законоположения, на ос­новании которых в законах субъектов Российской Федерации должны быть регламентированы соответствующие действия с учетом требований Феде­рального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 67-ФЗ к проведению местного референдума. Значительная часть требований к проведению голо­сования населения относится к законодательному и уставному регулирова­нию порядка деятельности органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления. Проблемы инициирования изменения границ, преобра­зования муниципального образования, голосования населения затрагивают вопросы регулирования порядка принятия данных решений, вступления их в силу. Указанные требования придают голосованию населения более «адми­нистративный характер».

Подготовка и проведение голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования организуются по тем же стади­ям, что и подготовка и проведение местного референдума. На каждой стадии участники указанного голосования наделены гарантиями и средствами су­дебной защиты.

Отличия правового регулирования голосования по вопросу изменения границ и преобразования муниципального образования обусловлены объек­тивными обстоятельствами.

1. Различие территории округа местного референдума и округа голосо­вания по вопросам изменения границ и преобразования муниципального обра­зования. Округ референдума включает в себя всю территорию муниципального образования. Округ голосования по вопросу изменения границ и преобразова­ния муниципального образования может включать в себя всю территорию муниципального образования или часть его территории, населенный пункт, при этом неясными являются нормы Федерального закона № 131-ФЗ о том,


голосует ли население сразу во всем муниципальном образовании или голосо­вание организуется по населенным пунктам отдельно.

2.       Различие в основаниях назначения местного референдума и иного голосования населения. Представительный орган при решении вопроса о назначении голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования должен убедиться в наличии оснований, не только установленных Федеральным законом (не­противоречие данному закону), но и оснований, предусмотренных Федераль­ным законом № 131-ФЗ в части допустимости изменения границ или преоб­разования муниципального образования.

3.       Различие в размерах фондов местного референдума и голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования. Фонд местного референдума предполагает расходы инициативной группы на всей территории муниципального образования. Расходы при проведении голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципаль­ного образования зависят от организационно-правовой формы муниципаль­ного образования, численности участников голосования, вида изменения границ или преобразования муниципального образования и т. д.

4.       Различия в оформлении подписных листов в пользу инициативы ме­стного референдума и голосования по вопросам изменения границ и преобра­зования муниципального образования. Известно, что для многих участников выборов и референдумов нарушения требований закона по оформлению и заполнению подписных листов являются основанием отказа в регистрации кандидата и инициативной группы. Поэтому отсутствие ясной законодатель­ной нормы о форме подписного листа на голосовании по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования создает серьезные препятствия для реализации населением данной формы осуществления мест­ного самоуправления.

Законы субъектов Российской Федерации предусматривают в соответ­ствии с Федеральным законом № 67-ФЗ дополнительные гарантии по ини­циированию голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования, созданию иных групп участников голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образова­ния, информационному обеспечению, финансированию и подведению итогов голосования и результатов голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования.

Подобные законы приняты лишь в отдельных субъектах Российской Федерации (Московская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Чу­вашская Республика). Большинство субъектов Российской Федерации прово­дят голосование населения на основе закона о местном референдуме, содер­жащего отдельные статьи или главы о голосовании населения.

Рассмотрим основные проблемы (пробелы и коллизии) законодательст­ва, регламентирующего голосование населения по вопросу изменения границ и преобразования муниципального образования.

Одна из главных проблем, выявившаяся в ходе подготовки законопро­ектов субъектов Российской Федерации и практики проведения голосований населения, выразилась в неопределенности состава субъектов инициирования изменения границ и преобразования муниципального образования и различи­ях институтов «инициативы изменения границ и преобразования муници­пального образования» и «инициативы голосования населения по вопросу


изменения границ и преобразования муниципального образования». Согласно ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ изменение границ му­ниципального образования и преобразование муниципальных образований «осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с указанным федеральным законом. Инициатива насе­ления о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом, и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы про­ведения местного референдума» [8].

Исходя из существа возникающих в этом случае общественных отно­шений, с инициативой изменения границ могут выступать только представи­тельные органы местного самоуправления из числа органов местного само­управления. Причем отсутствие решения о выдвижении инициативы хотя бы одного представительного органа местного самоуправления из всех муници­пальных образований, вовлеченных в этот процесс, делает в дальнейшем фактически нереализуемыми любые решения, принятые по результатам голо­сования по изменению границ во всех других муниципальных образованиях.

Для выдвижения инициативы населением и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан в количественном составе не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме. В соответствии со ст. 7 Закона Ивановской области от 30.04.2008 г. № 19-03 «О местном референдуме» [5] выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматри­вает участие в референдумах и которое зарегистрировано в порядке, опреде­ленном федеральным законом, на уровне муниципального образования или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования ини­циативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурно­го подразделения независимо от его численности выступает в качестве ини­циативной группы по проведению референдума. Позиция многих государст­венных, органов, в том числе прокуратуры Ивановской области, управления Минюста РФ по Ивановской области, выразилась в том, что инициативную группу может создать только гражданин (граждане), но не органы избира­тельного объединения. В то же время избирательное объединение может инициировать местный референдум, а инициативной группой в данном слу­чае является руководящий орган. Данный вопрос непосредственно не урегу­лирован федеральным законодательством, отсутствует судебная практика, поэтому необходимо внести уточнения в Федеральный закон № 67-ФЗ.

Законодатель, кроме того, создал неопределенность в том, где пределы инициативы изменения границ и преобразования муниципальных образова­ний и инициативы голосования по данному вопросу. Исходя из буквального понимания норм Федерального закона № 131-ФЗ, сначала население может инициировать вопрос об изменении границ, преобразовании муниципального образования, а затем, если того требует тот же федеральный закон, иниции­ровать голосование населения по данному вопросу. Вышеуказанные органы в


своих заключениях на законопроекты «О порядке голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муници­пального образования» [7], «О внесении изменений в Закон Ивановской об­ласти "О местном референдуме"» [6] полагали, что если инициатива измене­ния границ, преобразования муниципального образования населения выдви­нута населением, то тем самым одновременно выдвигается инициатива про­ведения голосования населения. С такой позицией нельзя согласиться, по­скольку вопросы, включенные в рассматриваемые инициативы, различаются как по формулировкам, так и по правовому режиму их реализации: в резуль­тате выдвижения инициативы изменения границ или преобразования муни­ципального образования должны последовать действия со стороны органов местного самоуправления по учету мнения населения (голосование населе­ния, сход, решение представительного органа муниципального образования по выражению мнения или согласия населения). Возможно, что местная ад­министрация и представительный орган муниципального образования, в со­ответствии с требованиями федерального закона, выступят с совместной инициативой проведения голосования населения. Одновременно с этим сле­дует отметить и нецелесообразность двукратного выражения населением инициативы изменения границ и преобразования муниципального образова­ния и инициативы проведения голосования по данному вопросу.

Следующим важным моментом федеральных законов, регламенти­рующих проведение голосования населения, стала терминологическая неоп­ределенность. Во-первых, термин «голосование» используется в двух поня­тиях: как кампания голосования населения, длящаяся не менее двух месяцев, и как выражение воли участников местного референдума в форме проставле­ния знака в бюллетене. Эта неопределенность вынуждает организаторов го­лосования населения в названии данной кампании указывать слова «местный референдум». Во-вторых, избирательные комиссии, фонды референдума, название кампании должны содержать слова «голосование населения», т. е. «комиссия голосования населения по изменению границ муниципального образования («преобразования муниципального образования»)», «фонд голо­сования населения» и т. д. Необходимость данных терминов вызвана тем, что голосование населения является самостоятельной формой осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, и статья о голосовании населения размещается в Федераль­ном законе № 131 -ФЗ после статей о местном референдуме и выборах.

Следующим моментом, требующим разрешения на федеральном уров­не, является несовершенство института агитации по вопросам голосования населения. В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ запре­щается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распро­странять любые агитационные материалы федеральным органам государст­венной власти, органам государственной власти субъектов Российской Феде­рации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные долж­ности, государственным и муниципальным служащим. Ч. 5 ст. 24 Федераль­ного закона № 131-ФЗ устанавливает, что положения Федерального закона № 67-ФЗ, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, не применяются. Однако отмена данных запретов создала множество противо-


речий с иными нормами Федерального закона № 67-ФЗ. Во-первых, запреты коснулись только органов государственной власти и органов местного само­управления в целом, но не отменен запрет относительно государственных и муниципальных служащих. Поэтому служащие, исполняя функции органов, могут отражать только решение органа, не допуская свободной аргументации от своего имени. На практике это вызывает массу сложностей по определе­нию, где границы между полномочиями органа и полномочиями конкретного государственного и муниципального служащего. Кроме того, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не мо­жет осуществляться без финансового сопровождения. Однако п. 5 ст. 48 Фе­дерального закона № 67-ФЗ устанавливает, что расходы на проведение агита­ции по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств фондов референдума в установленном законом порядке. Следова­тельно, возможность органов агитировать за (или против) вопрос, выносимый на голосование населения, практически фиктивна. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут участвовать в агитаци­онной кампании в случае наличия поручения (решения) соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. При этом и государственные органы, и органы местного самоуправле­ния, и должностные лица государственных и муниципальных органов не вправе издавать правовые акты по организации проведения конкретной аги­тационной кампании с использованием бюджетных и иных средств, органи­зационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и т. п.

На лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, также не распространяется запрет агитировать за вопрос, выносимый на го­лосование населения. В данном случае можно избежать финансовых затрат на агитацию, призывая население голосовать «за» или «против» при встречах с жителями в связи с осуществлением обычной деятельности. Однако и в данном случае возникает некоторая коллизия норм федерального законода­тельства, заключающаяся в том, что не могут агитировать лица, замещающие государственные и муниципальные должности, работающие в избирательных комиссиях, являющихся юридическими лицами.

Нормы Федерального закона № 67-ФЗ о запрете использовать преиму­щества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или ино­го ответа на вопрос референдума в рассматриваемой ситуации действуют, т. к. Федеральный закон № 131 -ФЗ не установил подобных исключений, как это сделано относительно запрета агитировать и юридической силы решений, принятых на референдуме. Отдельные пункты указанных ниже ограничений могут не распространяться на лиц, замещающих государственные и выбор­ные муниципальные должности, при условии, что не нарушены иные усло­вия. Поэтому в соответствии с пп. 4 и 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ запрет использования преимуществ должностного или служебного положе­ния предполагает недопустимость:

— привлечения лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществле­нию в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвиже­нию и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;


   использования помещений, занимаемых государственными органа­ми или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения рефе­рендума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным участникам референдума не будет обеспечено такое же право;

   использования телефонной, факсимильной и иных видов связи, орг­техники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование го­сударственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений;

   использования на безвозмездной основе транспортных средств, на­ходящихся в государственной или муниципальной собственности, собствен­ности организаций;

   сбора подписей участников референдума, ведения агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, в ходе служебных (оплачи­ваемых за счет средств соответствующего бюджета средств соответствующей организации) командировок;

   доступа (обеспечения доступа) к государственным и муниципаль­ным средствам массовой информации в целях сбора подписей участников референдума, ведения агитации по вопросам референдума, если иным канди­датам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ.

В том случае если с инициативой голосования населения выступили глава местной администрации и представительный орган муниципального образования, формирование иных групп участников референдума проблема­тично, т. к. они регистрируются после регистрации инициативной группы, которой по определению в данной ситуации нет. Поэтому запреты на исполь­зование служебных помещений, доступ к средствам массовой информации не действуют, поскольку интересы иных участников агитации в данной кампа­нии не нарушаются и не ограничиваются.

Одним из самых сложных и, на наш взгляд, требующих дополнительного регулирования вопросов является проблема финансирования агитации по во­просу голосования населения в случае, если с инициативой выступили совме­стно глава местной администрации и представительный орган муниципального образования. Исходя из содержания норм Федерального закона, № 67-ФЗ, фонды референдума могут создавать только инициативная группа и иные группы участников референдума. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут создавать фонды референдума, поэтому они не могут тратить деньги на агитацию по вопросу референдума. Данная ситуация сложи­лась в Ивановской области в муниципальных образованиях, в которых назна­чены голосования населения по вопросу объединения поселений. В период всей кампании на территории данных муниципальных образований отсутству­ет какая-либо агитационная печатная продукция, не используются радио и газеты. Вся печатная продукция о голосовании оформляется в виде информи­рования населения с соблюдением требований по его содержанию.

Формулировки ч. 6 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ нуждаются в коррективах. Во-первых, статья говорит о жителях, обладающих избиратель­ным правом. Данная формулировка туманна и по сути неверна. Участниками голосования населения по вопросу изменения границ и преобразования му-


ниципального образования являются участники референдума, зарегистриро­ванные в соответствии с федеральным законодательством по месту жительст­ва, а не жители, обладающие избирательным правом.

Таким образом, на основании вышеизложенных рассуждений полагаем целесообразным рекомендовать федеральному законодателю внести измене­ния в Федеральный закон № 67-ФЗ и Федеральный закон № 131-ФЗ, а также рекомендовать региональным законодателям урегулировать введением либо отдельного закона, либо отдельной главы в закон о местном референдуме голосование населения по вопросам изменения границ и преобразования му­ниципальных образований. Закон субъекта Российской Федерации, регули­рующий порядок выдвижения инициативы, подготовки и проведения голосо­вания по вопросам изменения границ, преобразования муниципального обра­зования, должен включать в себя следующие основные положения: перечень возможных оснований выдвижения инициативы населения по проведению голосования по вопросу изменения границ, преобразованию муниципальных образований; порядок выдвижения инициативы населения по проведению голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования; порядок и основания назначения голосования по вопросу изме­нения границ, преобразования муниципального образования; образование участков голосования по вопросу изменения границ, преобразования муници­пального образования; регистрация участников и составление списков участ­ников голосования по вопросу изменения границ, преобразования муници­пального образования; агитация по вопросу изменения границ, преобразова­ния муниципального образования; финансирование голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования; голосование по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования, в том числе досрочное голосование; подведение итогов голосования участни­ков голосования населения и результатов голосования населения; обжалова­ние нарушений прав граждан и иных субъектов, имеющих право выдвижения инициативы голосования, прав граждан на участие в голосовании по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования.

Библиографический список

1. Дементьев А. Н. Правовые гарантии учета мнения населения при изменении гра­ниц и преобразовании муниципальных образований в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 10.

2.       Комарова В. В. Новые формы народовластия или старый референдум? // Законо­дательство и экономика. 2006. № 5.

3.        Курячая М. М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. М., 2007.

4.        Мирошниченко Е. В. Организационные формы осуществления местного само­управления: новый этап развития // Законодательство. 2005. № 4.

5.        О местном референдуме : закон Ивановской области от 30.04.2008 г. № 19-03 // Собрание законодательства Ивановской области. 2008. № 19.

6.        О проекте закона «О внесении изменений в Закон Ивановской области "О мест­ном референдуме"» : постановление Ивановской областной думы от 26.02.2009 г. № 49 // Законы Ивановской области и документы Ивановской областной думы. 2009. № 7.

7.        О проекте закона «О порядке голосования по вопросам изменения границ муни­ципального образования, преобразования муниципального образования» : поста-


новление Ивановской областной думы от 27.09.2007 г. № 379 // Законы Иванов­ской области и документы Ивановской областной думы. 2007. № 26.

8.       Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации : федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодатель­ства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

9.       Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

10. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» : постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 г. № 1-П // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

 

 

                                                                                                                                               ВЕСТНИК ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, ВЫПУСК4, 2009


Возврат к списку