ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

В.В. Смирнов:  «России нужны ХОРОШИЕ юристы!»

 

На встречу с председателем избирательной комиссии Ивановской области я шел заинтригованный – информации о нем в СМИ обнаружилось немного. Хотя каждый признает, что Виктор Владимирович Смирнов – открытый и общительный человек. Он читает лекции студентам, поясняет нормы права редакторам районных газет, готов общаться со всеми, кого волнует (далее – цитата) «правовое поле Российской Федерации».

До встречи корреспондент попил чаю с работниками комиссии, прошел на сайте www.ivanovo.izbirkom.ru интерактивную игру для школьников «Я - гражданин», сравнил литературу, выпущенную избиркомом Ивановской области, с литературой других избиркомов, словом, подготовился к конструктивному диалогу…

 

Виктор Владимирович, многие сейчас говорят, что Россия встала на путь «американизации»: чуть что – сразу в суд. Ваше мнение об уровне правовой культуры нашего общества, – каков он?

Да, в США каждый десятый работающий - юрист, в США каждый человек 15-20 раз за свою жизнь обращался в суды с исками – это факт. Но то, что в России становится больше граждан, обращающихся в суды для защиты собственных прав – это не «американизация», это свидетельство того, что правовое сознание российских граждан меняется, оно становится более развитым, более зрелым.

Сегодня в качестве инструмента разрешения споров и конфликтов граждане все чаще обращаются к нормам права - это замечательно! Значит, все конфликты будут разрешаться в правовом поле, значит, будем становиться цивилизованной страной, каковой, по сути и являемся. Сегодня Россия отличается от других развитых стран только ментальностью, а правовые механизмы все схожи. И чем они будут эффективнее работать, тем больше будет граждан, которые будут говорить и действовать по принципу: «вы меня оскорбили, вы меня не так обслужили – я вас засужу, я вас разорю, но по суду». И тем выше, следовательно, будет качество услуг, культура обслуживания и так далее…

Я правильно понимаю – и юристы будут все больше востребованы?

Я не устаю повторять – и студентам, и всем окружающим: роль корпорации юристов в российском обществе будет возрастать. Чем больше будет развито наше государство, в том числе экономически, тем более востребованы будут юристы. И, предваряя Ваш вопрос, – дело не в количестве юристов, а в их КАЧЕСТВЕ!

Юристы - как врачи. Не хватает хороших, и много тех, кто просто «дает советы». Дипломированных юристов много, но не хватает Профессионалов, с большой буквы. Качество юридического образования, безусловно, должно повышаться. То качество юристов, которое существует на сегодняшний день – оно устраивать наше общество НЕ МОЖЕТ!

И как его повышать?

Профессиональное совершенствование должно отражаться в регулярном повышении квалификации и в посещении проводимых специалистами высокого уровня семинаров. Я сам регулярно (минимум 1-2 раза в год) посещаю различные курсы повышения квалификации, организуемые уважаемыми вузами в Москве, Санкт-Петербурге и за пределами РФ. Считаю, любой юрист, независимо от того, какую должность он занимает, должен учиться постоянно, должен быть в курсе всех изменений, понимать их направленность, знакомиться с обобщением правоприменительной практики. Он обязан знакомиться с сообществами, у которых сложился авторитет в сфере послевузовского образования. Сам этим занимаюсь и других к этому призываю.

 С другой стороны, в юридических профессиях есть то, что не передается никаким опытом, а основано на природных данных человека. У дознавателя, следователя – чутье, интуиция. На государственных должностях – склонность к теоретическому мышлению, для адвоката – красноречие. Вспомним знаменитого Плевако… (В.В. отвлекся и рассказал три замечательных истории про ораторство Плевако, к сожалению, очень длинные – прим. автора)…

А Вам не хотелось стать адвокатом? Как Вы пришли к избирательному процессу?

Все очень просто. По первому образованию я учитель химии и биологии. Кстати, диплом с отличием. Всегда был общественно активным, уже на втором курсе меня избрали руководителем комсомольской организацией факультета. А в 1991 году произошли кардинальные изменения в политической системе, ушла в небытие КПСС, надо было как-то определяться в дальнейшей жизни. В это время у меня приболела мама, она всю жизнь проработала в Заволжске на химзаводе, была уже на пенсии, и я вернулся домой, пошел преподавать в ту самую школу, которую закончил.

Но где же право?

В школу я пришел не рядовым учителем. Пригласили сразу на должность заместителя директора по воспитательной работе. Затем в 93 году во многом благодаря поддержке тогдашнего руководителя управления образования области Людмилы Николаевны Добряковой мы создали инновационное учебное заведение в Заволжском районе - лицей, который до сих пор успешно работает.

Затем в марте 1994 года проходили выборы. Я пошел на них, был избран депутатом, председателем муниципального комитета города Заволжска, вошел в состав собрания представителей Заволжского района, вот так и пришел к … не к законодательству, но в местное самоуправление... Затем пригласили в городской округ Кохма возглавить отдел образования, потом назначили заместителем главы администрации города, потом Первым заместителем…

К этому времени я закончил филиал СЗАГС в г.Иваново, в который поступил в 93-ем. Поступил, потому что потребовалось понимать изменения в законах, чтобы адекватно действовать. И пока работал в Кохме, защитил диссертацию - заинтересовался предметно функциями местного самоуправления. Пришел к научному руководителю – д.ю.н., профессору Людмиле Ивановне Антоновой, заведующей кафедрой гражданского и трудового права СЗАГС – она стала смотреть материалы, что я представил, нашла их объемными, но не глубокими, предложила сузить и углубить. В итоге, темой моей кандидатской диссертации стало «Применение права как форма реализации правоохранительной функции аппарата государственной власти». 

Были ли какие-то другие направления юриспруденции, которыми Вы интересовались?

Я всегда занимался местным самоуправлением, поэтому конституционное право, местное самоуправление, административное право в той части, в какой оно затрагивает деятельность публичных органов – естественно всегда интересовали.

Хочу отметить, что я пришел в юриспруденцию не семнадцатилетним юнцом «с романтикой», я пришел от практики и уже в зрелом возрасте. Я занялся этим в силу того, что эти знания были мне необходимы, чтобы осуществлять ту профессиональную деятельность, которой я уже занимался, чтобы делать эту работу хорошо.

Вы – практик?

Я полагаю себя на 80 % практиком, поскольку значительная часть моей профессиональной деятельности сводится к решению задач правоприменения. И на 20 % как любой юрист я - теоретик, поскольку Избирательная комиссия Ивановской области обладает правом законодательной инициативы в Ивановской Областной Думе, активно реализует это право, готовит нормативно-правовые акты. Это нормотворчество, и в этой части – я теоретик. Ведь пока какой-то документ не применяется на практике – это теоретический акт.

Принятый Ивановской областной Думой 26 ноября 2009 года Закон Ивановской области 130-ОЗ «О муниципальных выборах» - Ваше участие в подготовке данного закона?

У нас есть аппарат, который работает, и я отдаю должное высокой квалификации людей, которые готовят документы. Да, ни один документ не выходит без моей визы,  все проекты законов, которые комиссия вносит в облдуму, законодателям представляю я лично. Но это работа. Так что в разработке закона, конечно, участвовал, но свою роль не могу оценивать.

Основные вопросы, обсуждаемые в обществе с принятием этого закона – сокращение времени действия полномочий депутатов и глав и новый механизм выборов глав…

Так, сразу отделим котлеты от мух…

130-ОЗ определяет порядок подготовки проведения выборов во всех муниципальных образованиях Ивановской области. Он не готовился для того, чтобы провести избирательную кампанию 14 марта 2010 года. Он готовился, как областной нормативный правовой акт, который позволяет всем, кому это законодательно разрешено, участвовать в выборах местного самоуправления. Закон создавался для того, чтобы у нас не было бесконечных поправок в закон Ивановской области «О выборах». И для того, чтобы выборы во все уровни муниципалитета регулировались одним нормативно-правовым актом. Это важно потому, что законодательство должно быть доступно и понятно тем, кто его применяет. Вот поэтому готовилась новая редакция закона, который определил бы порядок подготовки проведения выборов на территории Ивановской области.

Мы с учетом  того, что законодатель определил, что 14 марта 2010 года состоятся выборы  в 7 муниципальных районах во вновь созданных поселениях, а также того, что было принято решение сократить сроки полномочий органов местного самоуправления, у которых они истекают до 13 марта 2011 года (причем принято не по нашей инициативе, а по инициативе депутатов облдумы), в условиях, когда основная кампания по муниципальным выборам в Ивановской области состоится в марте, мы пришли к выводу, что единым днем голосования по 130-ОЗ должен стать март.

Для чего? Для того, чтобы по итогам выборов 14 марта ни у кого не возникало вопросов, насколько же они выбраны. Поэтому для удобства, для ясности в вопросе о том, на сколько же лет избираются те, кто 14 марта из рук избирателей получит свой мандат, была внесена поправка в данный закон. Полагаю эту поправку абсолютно оправданной, потому что по общему правилу, который установил федеральный законодатель в законе об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ, единым днем голосования является второе воскресенье марта, а октябрь используется, как исключительный случай.

Это можно долго подробно объяснять, и я готов к этому, и объясняю, но не надо здесь усматривать политической подоплеки. Я отношусь абсолютно нормально к тому, что выборы состоятся в марте, и так к этому относится всякий, кому поручено исполнять закон.

Есть закон, принятый в установленном законодательством порядке. Избирком области организует работу таким образом, чтобы 14 марта 2010 года выборы прошли в штатном режиме, без неожиданностей и срывов. Уверен, мы с этой задачей справимся.

Какие новеллы Вы бы в этом законе отметили?

Концепция закона новая. 130-ОЗ вобрал в себя ВСЕ варианты, которые только возможны при организации выборов в муниципальные образования. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет, что последнее слово в определении структуры местного самоуправления, установления перечня органов местного самоуправления отводится самому муниципальному образованию.

Но процедурные моменты в формировании этих органов должны быть предусмотрены в законодательстве субъектов, поэтому концептуально закон о муниципальных выборах кардинально отличается от тех законов, которые действовали до сих пор. Потому что сегодня он предоставляет возможность любому муниципальному образованию определить тот тип избирательной системы, который допустим в соответствии с действующим федеральным законодательством. Важная новелла, что тот принцип самостоятельности местного самоуправления, который конституционно закреплен, он реализован сегодня в полной мере в законодательстве Ивановской области.

Отмечу три принципиальных момента в избирательной системе:

- В поселениях, где норма представительства невелика, не нужно никаких подписей, никаких счетов, никакой специальной отчетности, чтобы быть зарегистрированным кандидатом в депутаты – это сознательное упрощение. Сделано это для того, чтобы не дать повода отказывать в регистрации на основании каких-то неточностей.

- Кандидат может сдать только один отчет - по итогам своей компании. При этом кандидат, у которого в округе было меньше 5.000 избирателей, может вообще использовать личные средства помимо избирательного счета. Сумма, конечно, это не большая, 3.000 рублей, но для поселений её вполне хватает, для того, чтобы кандидат мог реализовать те правомочия, которые закон за ним закрепляет.

- Мы ушли от регламентации определения схем округов и порядка голосования. В муниципии сами все могут определить.

Все это - для того, чтобы выборы прошли безупречно не только с точки зрения закона, но и технологично, то есть удобно для избирателей. Мы рады тому, что нам удалось убедить депутатов принять ту концепцию закона, которая была внесена нами.

Но… цыплят по осени, точнее, в данном случае, в марте считают. Единый день голосования 14 марта должен продемонстрировать, были ли мы правы до конца или нам придется проводить работу по корректировке.

Вообще законодательство области Вы, как профессионал, сравниваете с чем-то?

Сравнивать – даже с субъектами РФ - нельзя. Везде свои условия. Сопоставлять, анализировать – можно и нужно, я это делаю, но сравнивать невозможно. Поймите, сама по себе правовая норма появляется, когда необходимо правом урегулировать какие-то общественные отношения, дабы они не привели к конфликту, способному деструктивно влиять на общество. Говоря пословицей, «то, что русскому хорошо – немцу смерть».

А какое законодательство быстрее всего меняется?

В эпоху перемен, прежде всего, изменяются общественные отношения, связанные с формированием органов власти. В период, когда общество переживало коренную трансформацию, естественно, что избирательное законодательство, как подотрасль конституционного права развивались интенсивнее, чем другие отрасли, но, разумеется, не так, чтобы оставить все другие отрасли позади. Чем моложе система, тем интенсивнее она развивается. 

Говоря теоретически, никогда не происходит изменений в праве тогда, когда к ним готово все общество. Общество неоднородно: в нем есть те, кто осмысливает происходящее и те, кто не задумывается над этим. Одни зовут вперед, другие говорят, что ничего изменять не надо. Вопрос не в том, кто лучше, а кто хуже. При наличии разных точек зрений, чтобы разногласия не приводили к конфликту, разрушающему общество, в обществе должен обеспечиваться социальный консенсус. Конституция – закрепляющий консенсус инструмент. Вот её-то нельзя быстро менять. В нашей Конституции за 16 лет – две незначительных поправки, которые по сути ничего не изменили – это хорошо. Это существенное достижение нашего общества.

Вы пользуетесь СПС «КонсультантПлюс», а когда и как Вы познакомились с ней? Есть ли предложения по ее усовершенствованию?

 Познакомился еще в Кохме в 1999 году. Пользуюсь, но отмечу, что есть недоработки. В частности, хотелось бы, чтобы там было больше дискуссионных статей, а также развернутая  по темам библиография.

Что Вы лично ждете от 2010 года – как человек и как председатель избирательной комиссии? Что хотели бы пожелать?

Я жду благополучия в своей семье. У меня  растет дочь – пусть год будет для нее успешным. Надеюсь на отпуск (впервые с 2003 года). Надеюсь дописать книгу.

Жду дня единого голосования! Надеюсь, в 2010 году Ивановская область будет показателем политической стабильности!

Беседовал А. Кубышкин

Газета «Твой Консультант», 1 февраля 2010 года


Возврат к списку