ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

Лейбл «Главные»

Муниципальные выборы 14 марта будут настолько широкомасштабными, что впервые им официально
присвоен лейбл «Главные»

Только для того, чтобы перечислить все выборные кампании, которые завершатся 14 марта 2010 года, нам пришлось бы занять полжурнала. Судите сами. В январе на территории региона были назначены 190 избирательных кампаний. Жителям городов, районов и поселений Ивановской области нужно избрать 1584 депутатов местных советов и дум. Назначены выборы и 59 новых глав поселений.
Уже выдвинуты кандидаты и в мажоритарных округах,  и списки партий. Завершается процесс регистрации кандидатов. Как организованы такие масштабные выборы? Есть ли трудности с выдвижением у партий и кандидатов? Об этом мы говорим с председателем избирательной комиссии Ивановской области Виктором Смирновым.

- Виктор Владимирович, первый вопрос, который возникает при взгляде на такую масштабную избирательную кампанию – сколько это стоит?
- Совмещение такого количества выборов дало нам реальную экономию средств. Но не только. Проведенные в 2009 году референдумы, а также изменение уставов муниципальных образований привели к значительному сокращению числа выборных должностей. Сократилось число поселений, главы будут избираться из числа депутатов. Кроме того, полномочия избирательных комиссий муниципальных районов и городских округов, исключая г. Иваново, были возложены на территориальные избиркомы. А в ряде муниципальных образований полномочия участковых избирательных комиссий будут возложены на избирательные комиссии поселений. Эти меры также помогут нам сократить расходы на проведение выборов.
Вы помните, что в июле 2005 года проходили выборы депутатов и глав поселений, а в декабре – выборы глав муниципальных образований. Сейчас выборы куда более масштабные, но цифры по расходам останутся примерно на том же уровне. Фонд оплаты труда работников избирательных комиссий составит те же 25 млн. рублей. Таким образом, озвученная Губератором М.А. Менем задача оптимизации бюджетных расходов, была реализована.
- Эти выборы будут отличаться от прежних, ведь законодательство претерпело существенные изменения?
- Главная новелла законодательства связана с введением смешанной системы голосования в городских округах – и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Поэтому для политических партий нынешняя избирательная кампания – это  реальный шанс проявить себя в качестве организации, отвечающей за  обеспечение функционирования местного самоуправления. Но мажоритарные округа остались – одномандатные в городских округах и многомандатные в сельских  и городских поселениях.

- Избирателю будет трудно разобраться в новом законодательстве…
Действительно, выборное законодательство на сегодня представляет собой несколько томов. Но избирателя по большому счету интересует сам процесс голосования, а он существенных изменений не претерпел. Когда мы с Вами 14 марта придем на выборы, член участковой избирательной комиссии выдаст один избирательный бюллетень, в котором будут фамилии кандидатов. И еще один – а городском округе, где проводится  голосование и за партийный список. Избирателю снова нужно будет проголосовать за достойных кандидатов или за определенную партию. Для удобства избирателей на данных выборах будет впервые опробована и технология «Узнай свой избирательный участок», с помощью которой через Интернет можно будет узнать номер своего участка, адрес и телефон участковой избирательной комиссии.

-  Есть ли в облизбиркоме жалобы в связи с изменившимся порядком проведения выборов? Возникают ли у  кандидатов какие либо проблемы? 
- Официальных письменных претензий мы не получали. Но некоторые трудности у кандидатов и даже некоторых политических партий все есть.
Активной работа политических партий должна быть не только в рамках предвыборной агитационной кампании, но и в межвыборный период. Им нужно было перед выборами провести серьезную работу, чтобы изучить законодательство. Сегодня всю необходимую информацию можно легко черпать из Интернета. Даже в самых отдаленных районах Интернет есть в большинстве школ и библиотек.
Особенно это касается парламентских политических партий. Ведь им государство выделяет значительные средства для организации работы отделений – по 20 рублей в год за каждый голос избирателя, полученный на федеральных выборах в 2007 году. Это не малые деньги, речь идет о миллионах рублей. Эти средства могли быть использованы и на подготовку специалистов, и на оплату работы приглашенных юристов, и на тиражирование сборников законодательных актов. Тем более удивительно, что у кандидатов, выдвинутых, в том числе, и этими партиями, возникают проблемы с предоставлением необходимых документов в избирательные комиссии.
К сожалению, уровень работы партий, особенно на местах, довольно низкий. Проводя выборы, государство надеется, что партии работают системно, следят за изменениями законодательства. Тот, кто работу нормально наладить не может, естественно, испытывает проблемы. 
- Что будет с выборами глав поселений? Где приняты изменения в Уставы муниципальных образований о новом формировании местной власти, а где нет?
- Ответ вытекает из уже озвученных цифр. Избирательные комиссии назначили выборы только в 59 поселениях. Соответственно, там  на время назначения действовали «старые» Уставы. Но работа над уставами продолжается и сейчас.
Могу привести в пример Юрьевецкий район. 2 января избирательные комиссии поселений, опираясь на действующие Уставы, приняли решение о назначении выборов и депутатов, и глав поселений. Вместе с тем новые уставы поселений были направлены на регистрацию в управление юстиции Министерства юстиции по Ивановской области еще до нового года и были зарегистрированы 31 декабря. Но отсутствие информации о регистрации уставов привело к тому, что избирательные комиссии приняли решение о назначении выборов по старым уставам поселений. Возникла правовая коллизия. С одной стороны, есть новые уставы, с другой, есть решения избирательных комиссий о назначении выборов. Эту проблему сейчас необходимо разрешить.
Предлагается следующий вариант, который согласован с Губернатором М.А. Менем, с председателем Ивановской областной думы С.А. Пахомовым. В поселении, где уже новый устав вступил в силу, избирательные комиссии ведут разъяснительную работу. В данном случае нет необходимости выдвигать кандидатов на должности глав поселений. В соответствии с новыми уставами поселений главы будут избираться из числа депутатов совета поселения. А глава администрации поселения (сити-менеджер) назначается на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на пятилетний срок. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации будет установлен Советом. Контракт с главой администрации заключает глава поселения.
Мы призываем политически активных граждан и политические партии пойти на выборы депутатов. И через Советы, полновластные представительные органы, осуществлять свое конституционное право управления муниципальным образованием. Районные советы депутатов будут формироваться в равном количестве из депутатов поселений и глав поселений.
Совершенно другой пример – Кохма. Там сроки полномочий членов городского совета в 2010 году не истекали. Но депутаты решили, что проведение выборов в единый день голосования вместе со всей областью экономически целесообразен для этого города. В декабре 2009 года они сложили свои полномочия, были назначены досрочные выборы. И хотя все сроки свершения избирательных процедур сократятся на треть, кохомчане смогут, как и большинство жителей области, 14 марта выбрать новую муниципальную власть.

- Что Вы скажете об активности партий?
- В этой избирательной кампании имели право принять участие 7 региональных отделений политических партий, их местные отделения и 72 общественные объединения, уставы которых предполагают участие в выборах. Но реально выдвижением списков кандидатов занимаются только 4 парламентские партии. Для непарламентских партий перенос выборов на 14 марта, похоже, стал неожиданностью. Это еще раз говорит о том, что партийной работой нужно заниматься постоянно, а не только перед выборами.

Александр Горохов, шеф-редактор газеты «Иваново-Вознесенск», специально для журнала «Власть. Ивановская область»

Справка
На 1 февраля 2010 года согласно сведениям, занесенным в ГАС «Выборы»:
Количество распределяемых мандатов депутатов – 1584;
выдвинуто 3142 кандидата,
из них политической партией «Единая Россия» выдвинуто - 1567 кандидата;
КПРФ – 389 кандидатов; ЛДПР – 327; «Справедливая Россия» – 311; самовыдвиженцев - 548 кандидат.
Зарегистрировано 1195 кандидатов.

На 59 должностей глав поселений выдвинуто 85 кандидатов,
из них политической партией «Единая Россия» выдвинуто - 22 кандидата;
КПРФ - 2; ЛДПР – 3, «Справедливая Россия» – 6; самовыдвиженцев - 52 кандидата.
Зарегистрировано 7 кандидатов.


Журнал «Власть», февраль 2010 г.


Возврат к списку