ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

ВВС телевид- Здравствуйте. Сегодня поговорим о выборах. Тем более, что до голосования осталось буквально два месяца. У нас в гостях председатель областной избирательной комиссии Виктор Смирнов. Давайте, мы начнем с криминального аспекта предстоящего процесса, потому что появилась информация, что за порчу предвыборных плакатов с лицами кандидатов в депутаты можно получить реальное уголовное наказание, то есть даже не условный срок. Насколько это верно?
- Норма изменения в Уголовный Кодекс появилась еще в прошлом году. Более того, в отдельных регионах, например, в Свердловской области в марте текущего года на региональных выборах эта норма была уже применена. Что же касается конкретной меры ответственности, то ее избирает только суд, исходя из конкретных обстоятельств дела. Тем не менее, участники избирательного процесса действительно были осведомлены нами, мы их проинформировали о том, что в случае свершения такого правонарушения может наступить и уголовная ответственность.
- Подобная практика в России уже существует?
- Я уже говорил о Свердловской области, но там суд применил нормы УК, в соответствии с которыми наказание было назначено условным, но лица осуждены.
- То есть самое важное, что это теперь не административный кодекс, а уголовный кодекс?
- И административный, и уголовный. Все зависит от тяжести совершенного деяния.
- Кстати, речь идет только о тех плакатах, которые вывешиваются в специально отведенных для этого местах, потому что, как правило, у нас много агитационной продукции вист на столбах и заборах.
- Речь идет о тех агитационных материалах, которые выпущены той или иной политической партией и соответствуют требованиям закона. То есть на них указано, что это агитационный материал политической партии, независимо от того, где они размещены – на заборе или на здании в специально отведенном месте.
- Недавно буквально заявили, что не везде можно эти плакаты развешивать. В этом году будет более жесткое наказание за ненадлежащие места расклеивания агитации?
- Я всем постоянно напоминаю, что административная ответственность устанавливается не только специальным кодексом РФ, но и законами Ивановской области. У нас есть такой закон, и предусматривает административную ответственность за эти нарушения. Если агитационные материалы размещаются там, где органы местного самоуправления не разрешили, то, конечно, административная ответственность будет. В компетенцию правоохранительных органов входит поиск лиц, которые виновны в размещении.
- Говорят, что не очень большие деньги предусмотрены в качестве компенсации тем, кто будет в участковых избирательных комиссиях работать, потому что это довольно сложный и хлопотный труд, и он должен как-то быть материально вознагражден. Но я хочу обратить внимание на опыт других стран, где очень часто подобную работу выполняют местные пенсионеры на абсолютно безвозмездной основе…
- Я не могу отвечать за практику зарубежных стран, она совершенно там разная. Например, в США член участковой избирательной комиссии за свою работу получает 150 долларов. Конечно, мы таких выплат сделать не можем.
- Но в США – это тоже не очень большие деньги…
- Понимаю. Но в странах западной Европы есть нормы, когда эта работа выполняется совершенно бесплатно.
- Почему тогда в нашей стране надо за это платить?
- Это, наверное, вопрос к законодателям. Законодатель пошел по этому пути, начиная с 1993 года. То есть члены участковой избирательной комиссии, которые назначаются туда и по предложению политических партий, и на основании предложений избирателей, по месту жительства и учебы и получают за это зарплату. Да, она невысокая. Те средства, которые сегодня выделены для проведения кампании, мы сегодня их уже распределяем. Счета в среднем около 700 рублей на одного человека за весь период работы, то есть за 20 дней активной работы.
- Говорят, что низкая оплата чиновников является питательной почвой для коррупции. У вас нет опасений, что такая оплата труда членной участковых избирательных комиссий может способствовать каким-то злоупотреблениям и подтасовкам при подсчете голосов?
- До сих пор все кампании, которые проходили в нашем регионе, не давали нам поводов к таким выводам. Люди работали много, честно и добросовестно.
- Не могу не спросить, - как скоро мы сможем увидеть предварительные результаты голосования на территории Ивановской области? Потому что каждый год происходит одно и тоже. Все участковые комиссии цифру уже сдали, даже протоколы оформили, но общей картины голосования на территории области все еще нет, нет и нет?
- Это происходит по одной простой причине. Все сведения мы вводим в ГАС «Выборы» , они обобщаются на сервере избирательной комиссии Ивановской области и на сервере Центральной избирательной комиссии. Причина задержки в том, что сервер, с которого поступает информация в Интернет физически отделен от сервера , в котором накапливается информация с избирательных участков. Перенос с одного сервера на другой осуществляется вручную. Конечно, в первую очередь идет перенос тех субъектов, которые находятся на дальнем Востоке, потом Сибирь, очередь до нас до ходит на следующий день после дня голосования, но могу заверить, что до 10 утра третьего декабря информация по ивановской области будет доступна всем для контроля.
- В бюллетенях теперь нет графы «против всех», выборы в Госдуму теперь исключительно проводятся на основе партийных списков. Что делать избирателю, если ему не понравилась ни одна из примерно 20 партий, но при этом он желает все-таки участвовать в голосовании? Что ему можно посоветовать?
- Во-первых, я хотел бы сказать, что избиратель обязательно увидит фамилии. Он увидит фамилии первой тройки каждой партии, более того, Ивановская область обязательно войдет в состав той или иной региональной группы, и первая тройка фамилий тоже будет обязательно указана. Во-вторых, если избиратель не доверяет ни одной из партий, хотя я глубоко убежден, что сегодня реальный выбор у избирателя есть, мне, конечно, не хочется рассказывать, как избиратель может испортить бюллетень, но выбор все равно есть. Можно опустить пустой бюллетень, тогда он будет признан недействительным…
- Есть опасения, что кто-то потом может поставить галочку…
- Такой озабоченный избиратель может сам поставить две галочки, тогда бюллетень будет точно недействительным. Но я прошу этого не делать.
- Областной избирком разрабатывает законопроект об отзыве депутатов областной думы. Символично, что этот проект разрабатывают не сами депутаты, а избирком, но в чем необходимость появления именно такого закона? Насколько будет прост механизм?
- Я хотел бы уточнить, что мы выступили с инициативой принятия закона Ивановской области об отзыве депутатов представительных органов муниципальных образований, а не депутатов областной думы. Потому что по ним надо решать вопрос в комплексе, реформируя все – порядок избрания областной думы, и порядок отзыва депутатов. Еще в прошлом году мы провели научную конференцию с участием экспертного сообщества. Мы уже неоднократно предлагали и убеждены в том, что численность депутатов ивановской областной думы должна быть сокращена минимум в два раза. Более того, дума должна формироваться исключительно на пропорциональной основе.
- То есть партийными списками?
- Да.
- Но механизм отзыва депутатов и областной думы и муниципальных образований будет примерно одинаков?
- Общий порядок действий везде один и тот же. Правовые основания установлены федеральным законом. Это неисполнение депутатом федеральных законов. Кроме того, отсутствие связи со своими избирателями, но этот факт должен быть установлен судебным решением, вступившим в законную силу.
- Уже после этого запускается механизм?
- Запускается механизм голосования по отзыву.
- Как можно в суде доказать, что у депутата нет связи со своими избирателями?
- Очень просто. Депутат игнорирует заседания, не проводит встреч с избирателями, за определенный период не принял участие в рабочих совещаниях…
- Но голосование все равно необходимо?
- Необходимо. В нем должно принять участие не менее половины...
- То есть они гораздо жестче, чем когда депутат был избран на эту должность, что превращает эту процедуру в практически невозможную?
- Я бы так не зарекался, потому что в других регионах есть примеры, когда голосование по отзыву было инициировано, и должностное лицо местного самоуправления было отозвано.
- Вы говорите о представителе исполнительной власти?
- Да. По депутатам я не могу сейчас привести пример.
- По исполнительной власти та же схема избиркомом предлагается?
- Есть уточнение. В муниципальных образованиях нет исполнительной власти, речь идет о главах местных администраций, которые одновременно являются главами муниципальных районов городских округов, сельских поселений.
- Спасибо. Но мы с вами еще не раз встретимся и поговорим о конкретном ходе избирательной кампании в Госдуму в Ивановской области. Мне остается добавить, что по телефону 58-04-90 через контакт-цент «Коннект Сити» вы можете сообщить свою ответную реакцию на эту программу, можете через операторов передать нам свое мнение, какую-то информацию или вопросы по только что увиденной программе. Я с вами прощаюсь всего доброго, увидимся.

Опубликовано 02.10.2007 на сайте  http://www.ivanovonews.ru/


Возврат к списку